Содержание скрыть
Время чтения: 26 мин.
  • Проектирование и исполнение — Marko Studio

Дизайн мебели — как синяя книга

Дизайн мебели “как синяя книга” — это построенный нами проект, о котором я расскажу в этой публикации.

Люди часто делают что-то не вполне глубоко осознавая суть творимого и происходящего. Дизайн и ремесло — не исключение. Не всегда все очевидно. Вот и в этом проекте только лишь через какое-то время ко мне пришло осознание, что построение мебели из дерева в некоторой мере — художественная работа.

Идейным вдохновителем для построения этого проекта послужилf ранее в 2011 году построенная мебель из массива — буфет в дизайне “Как синяя книга“. Клиенту понравилась идея и на ее основе было решено построить мебель из массива дерева в наборе для отдельной комнаты.

Проект планировали таким, чтобы мебель получилась не просто красивой, но и долговечной. Это и понятно, ведь одно из главных преимуществ подобной мебели — длительный срок ее жизни. Именно поэтому для проекта использовались прочные и долговечные материалыдерево и фанера.

Приступили к работе и сначала обрабатывали дерево. Пилили, фуговали, рейсмусовали.

Столярные работы

Параллельно с обработкой дерева работали и с фанерой. Фанеру мы запланировали в основу всех плоских деталей. Фанера уже более простой материал в понимании обработки. И принцип распила на детали тебе, скорее всего, знаком.

Плоские детали из фанеры

Торцы фанеры заклеивали деревянными рейками толщиной 5 мм. В будущем нам это позволило закруглять уголки торцов мебели. Обычно у нас так делается для того чтобы финишный лак на закругленных углах прослужил также долго, как и на плоскости мебели. И вероятно ты уже видел как быстро могут обиться острые углы торцов деревянной мебели, если их предварительно не округлить.

Рамочная архитектура — важный элемент дизайна мебели

Далее строили рельефную архитектуру дизайна будущей мебели. Для этого на запланированные места клеили ранее приготовленные детали.

Задние стенки для некоторых предметов мебели из этого набора по задумке изготавливали в виде рамок. Филенки в рамках вставляли с пазами в форме “досочек”. Классный дизайн. Несколько трудоемко, однако при этом красиво.

Этот проект был посвящен целому набору, который по объему работы был равен шести штучным проектам. Поэтому столярной и сборочной работы с деталями было много. Со стороны процесс может выглядеть несколько хаотичным. Однако на самом деле работа делалась весьма логично и все подчинялось фактору экономии времени. Поэтому пока клеились одни детали, выполнялась другая работа с другими деталями. Это выглядит как кидание от одного к другому, однако в итоге мы все равно все детали неизбежно собрали в единое целое.

Сборка шкафа

В первую очередь мы нацелились на построение деталей самого большого изделия — шкафа. И на картинках показано, как клеились детали его боковых стенок.

Далее на деталях шкафа размечали места сверления под крепеж, сверлили отверстия, шлифовали плоскость деталей и осуществляли проверочную сборку на шканты. Делали это пока что без клея, чтобы мебель можно было разобрать для покраски.

Операция по проверочной сборке очень важная. При выполнении индивидуальных заказов с кастомизированными деталями следует ее выполнять всегда. Вот и в данном случае сборка выявила несоответствие одной детали шкафа проекту. Деталь в итоге мы переделали.

Сборка буфетов — дизайн должен быть идентичным

Закончив работу над деталями корпуса шкафа, мы приступили к аналогичной работе над деталями каркасов двух одинаковых стеллажей. Они должны были быть изготовлены абсолютно в идентичном дизайне. И по нашей привычке мы их называли “два буфета”. Просто они по своей геометрии действительно были похожи на буфеты.

Все операции по “двум буфетам” выполняли аналогично рабочим операциям над шкафом. Отличие было в размерах деталей.

Заднюю стенку утапливали в четверть и в этом проекте это имело особый смысл. В итоге по задумке задние стенки должны были выйти коричневые, а корпус мебелисиний. Было бы не совсем хорошо, если бы с торцов мебели проглядывали задние стенки другого цвета. Затапливание задних стенок мебели — признак качественного дизайна мебели.

Работы с деталями

Накладки на мебель вырезали резцом.

Ниже показана интересная работа над фасадами (мебельными дверками).

Часть деталей фасада были приготовлены из липы. Это были внешние рельефные элементы и внутренние фигурные рамки. Липа — мягкое дерево, не дающее сколов при обработке. И в итоге из липы мы получили качественные детали с мелкой фрезеровкой.

Вот такие заготовки получились для внешних массивных рамок мебельных дверок.

Ящики и фурнитура

Собрали выдвижные ящики, разметили и примерили фурнитуру.

Выточили волнообразный профиль для корон. Корона — это верхняя венцовая часть мебели.

Сборка рамок

Для соединения внутренних рамок дверок вместе с клеем использовали обычные спички.

Сборка фасадов

Фасады собирали на сборочных столах с прижимами.

Короны собрали полноценные — не в форме погонажа, а в форме накладных модулей.

Наклейка шпона

По всем внешним деталям мебели наклеили шпон березы. Можно было обойтись и без этой операции, однако клиент захотел. Лично мне больше нравится рисунок фанеры без наклеивания шпона. В итоге каждый человек решает сам, какой дизайн рисунка дерева ему нравится больше.

Письменный стол — требуется та же идентичность дизайна

Работали с деталями письменного стола.

Другие детали

Для декорирования стола умеренно использовали резьбу. Сдержанный декор делает дизайн мебели интереснее. Главное с декором — не переборщить. Параллельно с другими детальными работами на токарном станке наточили опоры для низкого комода и кровати.

Заготовки для рамочных полочек в буфеты выполнили из клена.

Далее на картинках показана работа над спинкой кровати, которая предполагалась мягкой. Сначала мы приклеили поролон с двух сторон спинки, но мне не понравилась слишком большая толщина спинки и возникла сложность в натягивании обивки. По указанным причинам поролон оставили лишь с одной стороны спинки.

Кровать

Крепежи для кровати использовали такие, чтобы кровать можно было собирать и разбирать, не выкручивая крепеж из дерева. Металл у них очень толстый. Плюс на монтаже процесс крайне прост. В общем мне этот крепеж нравится со всех сторон. Информация для коллег: поставщик кроватных крепежей — немецкая компания Hettich.

Наклеили точеные деревянные опоры на низкий комод.

Сборка письменного стола

Собрали детали письменного стола на шканты под склейку.

Направляющие для выдвижных ящиков установили плавного хода с доводкой и скрытого монтажа. Они не будут видны во время пользования. Тоже элемент качественного дизайна мебели.

Фасады для стола собрали отдельно от фасадов для всей остальной мебели и все потому что их геометрия вышла несколько более миниатюрная.

Детали стола — влияют на дизайн мебели

Кабель канал под провода для столешницы стола изготовили из березы. На картинке их показано много, но для нашего проекта понадобился лишь один. Просто сделали сразу несколько штук, так как они нужны были и для других проектов.

Интересная деталь — изготовили вентиляционную решетку в столешницу стола. Ее детали показаны на картинках ниже.

Ее смысл в следующем. Изначально планировалось, что письменный стол будет стоять возле стены у окна и столешницей перекрывать батарею отопления. При таком положении дел, если ничего не сделать, будет нарушено направление циркуляции воздуха в комнате. В идеале поток воздуха от батареи должен двигаться вдоль окна и затем по комнате. В таком случае окно не потеет и не “плачет”. В нашем случае чтобы не создавать препятствие потоку воздуха и было запланировано отверстие в столешнице.

Решетка была использована для того, чтобы отверстие смотрелось облагорожено. А сделана она была из дерева для того, чтобы не выбиваться из общего дизайна мебели.

Кабель канал под провода и решетку для прохода воздуха вмонтировали в столешницу опять же методом приклеивания.

Обивка кровати

А вот и кровать в черновой сборке пока без обивки.

Обивку разметили и я увез ее в швейную мастерскую.

По мере готовности детали проекта мы постепенно перемещали в малярную мастерскую для дальнейшей финишной отделки.

Формула дизайна цвета и морение

Некоторое время ушло на подборку финишного покрытия и затем стартовал рабочий процесс.

Сначала детали мебели из дерева морили морилкой. Некоторые — в синий цвет, а некоторые — в светлый орех. Выбор цвета для той или иной детали предопределялся, конечно же, изначальным дизайн решением.

Художественная работа

Проект, конечно же, во многих аспектах был интересным. И все же самое интересное началось после высыхания морилки и, по-моему, здесь и есть “самая соленая соль” проекта.

Все покрытые морилкой детали шлифовали шлифовальной шкуркой. На картинке ниже показана примерная разница между шлифованной и нешлифованной поверхностью. Там рамка шлифованная, а внутренняя часть — нешлифованная. В итоге всю синюю морилку мы шлифовали.

Так как проект получился немаленьким, то и деталей было не мало. В итоге работа по шлифовке морилки растянулась на несколько дней. Над финишной отделкой мы работали вдвоем. И у каждого мастера рука разной силы и сила меняется даже на протяжении нескольких дней. Даже у одного мастера в разные дни несколько разное настроение, состояние и по разному работает рука.

Морилку шлифовали с получением разного итогового рисунка и эффекта. В итоге “нависла” угроза получения в одном проекте множества несоразмерных по дизайну деталей. Это была проблема, так как хотелось бы получить максимально однородный по дизайну результат, но все же с четко очерченным характером — “как синяя книга“.

Художественная работа — повышение эффективности

Для решения вопроса возможной несоразмерности нами было принято решение разбить работу на два этапа. На первом этапе мы морилку шлифовали. А далее вновь в очень небольшой степени выравнивали методом растирания смоченной в воде тряпочкой. Эта пока еще грубая и трудоемкая работа заняла основную массу времени. Ее выполнили два мастера. Затем полученный результат рукой одного мастера был уже более тонко и достаточно быстро дошлифован до однородного результата.

Так мы получили результат с одним характером и одним почерком. И при этом смогли ускорить весь процесс.

Вообще, именно в ходе выполнения этого проекта я сделал для себя четкое разделение, что такое “финишное покрытие” и что такое “финишное покрытие с художественной работой”.

В случае с этой мебелью из дерева потребовалась именно художественная работа, когда имеет значение степень присутствия на деталях мебели морилки и естественного цвета дерева и получаемый результат требует существенного внимания. Это влияет на рисунок поверхности мебели, который может получиться самым различным. Я также понял, что художественные работы в одном большом проекте не могут выполнять два мастера, так как результат будет всегда различен. И я понял, как сделать так, чтобы можно было задействовать скорость нескольких мастеров в подобных проектах, разбивая работу на этапы. А ты посмотри видео процесса шлифования и растирания и тебе в некоторой степени станет понятен смысл некоторых действий в таких случаях.

Дизайн мебели как синяя книга — результат художественной работы

Вот еще немного картинок полученного результата.

Окрашенные и шлифованные детали фасадов собрали в единое целое. С лица сборка осуществляли на клей, а задние штапики крепили на гвоздики.

Грунт

Далее приступили к грунтовке — нанесению первого прозрачного слоя.

Картинка ниже меня не устроила и к ней я вернулся чуть позже, о чем расскажу ниже по тексту.

Шлифовка

После высыхания грунта всю мебель шлифовали мелкой шкуркой. Для постоянных читателей повторюсь, а для новых расскажу — шлифовка грунта крайне важная операция, которая и предопределяет качество финишного покрытия. На этой стадии с мебели сошлифовывается ворс, который дерево естественным образом поднимает, а также прочие дефекты и неровности. Подробнее об этом я писал в публикации — Покраска мебели для чайников. Часть № 1 Ворс.

Некоторую сложность представляла шлифовка в местах расположения на дверках гвоздиков, но кто сказал, что красота должна достигаться просто. Шлифовка фрезерованных выемок также обязательный атрибут такой работы.

Лакировка

После шлифовки все детали почистили с помощью сжатого воздуха и отправили на финишную лакировку.

На картинке ниже показаны детали основания кровати. Мне нравится белый цвет основания кровати и поэтому здесь основание было также окрашено в белый цвет.

Перед лакировкой маленьких квадратных дверок для буфетов вернулись к вопросу того, что не нравится глазу. Не нравилось соотношение цвета рамок и филенок. Это было все таки несоответствие филенок основному дизайну мебели. Они получились более светлыми. Еще одно подтверждение тому, что многие вещи в ремесле должны проверяться несколько раз.

В итоге филенки перед финишной лакировкой еще раз подкрасили.

Дизайн как синяя книга — правка цвета

В итоге этого шага назад дизайн мебели довели “до ума” и затем продолжили лакировку.

Пока происходила лакировка, в швейной мастерской подготовили текстильные детали мебели. И как только лакированные детали легли для сушки на стеллажи, мы приступили к обивке.

На невысокий комод сделали подушку. Спинку кровати обили целиком.

Завершение обивки

Далее осуществляли сборку, подготовку к отправке и упаковку. В финишном виде весь проект в мастерской фотографировать я не видел смысла и было решено сделать это на месте, где в итоге окажется весь этот набор мебели из дерева.

Финишная сборка

Монтаж

Приехали и приступили к монтажу.

Посмотри теперь картинки полученного результата и на самом деле итоговый результат и есть самое главное в любом проекте.

Дизайн мебели как синяя книга — итоговый результат

Резюме

Поделюсь своими ощущениями.

Проект мне понравился сразу. Я понимаю, что это крайне субъективное суждение, поскольку дизайн проекта для многих людей весьма спорный. Но вот мне он нравится. И к тому же источник вдохновения для этого проекта (буфет “как синяя книга“) я вообще когда-то построил в одиночку. А дизайн деталей, цвета и выверка каждой пропорции — полностью мое личное творчество.

Было дело, что на этапе выполнения работ в моменты напряжения и усталости возникало ощущение, что работе не будет конца. И все же в большинство из моих рабочих дней и часов я помнил, что я делаю и какой результат получу. Это придавало сил и предвкушение результата доставляло удовольствие. В общем работа была душевная.

Понятное дело, что мы не в космос слетали, но все же итоговый результат во многих деталях порадовал и заставил чуточку гордиться собранной командой. Вот и сейчас пишу об этом проекте с ощутимыми позитивными ощущениями. Такой вот дизайн мебели.

Дизайнер композиции — Анастасия Соловьева.

Информация:

  • Проектирование и исполнение — Marko Studio