“Ваш интерьер — написанный холст, где будет жить Ваша душа. Ей должно быть очень спокойно и уютно, достойно и стильно. Предназначение интерьера, прежде всего, — возвращение к Природе через знания, творчество, культуру, осознанное возвращение.” (дизайнер Юрий Зубенко)

Дизайнеры Юрий Зубенко и Ольга Щербакова

Дизайнеры Юрий Зубенко и Ольга Щербакова – это прекрасный творческий тандем, который образовался в 1984 году. Начиная с этого времени, Юрий и Ольга планомерно и неуклонно следовали своей мечте — создавать и находить истинную красоту в каждой совместной работе. В 1985 году они открыли дизайн-бюро «Арт-дизайн студия Юрия Зубенко».

На сегодняшний день на счету студии более 200 реализованных проектов, у которых есть одна общая черта – они успокаивают и умиротворяют. Как считает Юрий, в доме обязательно должен быть уголок для отдыха и спокойствия, для вдохновения и релаксации. Не случайно во всех проектах Юрия и Ольги присутствуют предметы искусства. Картины, гравюры, скульптуры, статуэтки, вазы — всё это удивительно гармонично вписывается в интерьер, придуманный и воплощенный настоящими мастерами. Каждый шедевр находит свое идеальное место в доме, создавая утонченную эмоциональную ритмику интерьера, благодаря которой складывается единый  уникальный образ проекта.

В этом интервью дизайнер Юрий Зубенко поделился с нами не только фотографиями реализованных проектов, но и своими мыслями о том, что такое качественный и уникальный интерьер, рассказал нам немного о своих клиентах и поделился мыслями о будущем развитии профессии дизайнера.

— Здравствуйте, Юрий! Мы рады , что вы согласились поделиться с нашими читателями своим богатым профессиональным опытом. И наш первый традиционный вопрос: Как Вы стали успешным дизайнером?

Я и моя супруга Ольга стали заниматься дизайном интерьера сразу после окончания института МГХИ им. В.А. Сурикова (я начал заниматься интерьерным дизайном уже после возвращения со службы в армии), а именно с 1984 г. Тогда мы начинали работать с общественными интерьерами, работая в Комбинате Монументально-декоративного искусства при Художественном Фонде РСФСР. Это была интересная творческая работа для того времени, но в рамках существующих общепринятых правил той идеологии и того государства. Переход в новые реалии и к новому продукту – частному интерьеру новой России, происходил параллельно с перестройкой жизни всей страны. Было трудно найти свою нишу в изменившейся структуре общества, но нам это удалось, и мы нашли своего нового заказчика, интересную работу, в которой перед нами открылся новый мир – мир интерьера с его историей, традициями и глубоким творческим переосмыслением.

— Можно сказать, что Вы начинали карьеру дизайнера в сложный период перестройки нашего общества, и Вам тоже пришлось переосмыслить свою профессию. Расскажите как сейчас выстраивается ваша работа с клиентами?

Сейчас идет 32 год нашей совместной с Ольгой работы в сфере дизайна интерьера. За такой большой отрезок времени мне кажется, что мы чему-то научились и что-то можем. Мы крайне ответственно относимся к каждому проекту и к каждому клиенту, используя весь свой накопленный опыт и потенциал. Поэтому наши заказчики, как правило, остаются довольны итогами нашей работы, а это самое главное в профессии дизайнера.

— Юрий, а кто ваши клиенты, должны ли они обладать утонченным вкусом или определенным достатком?

Мы с радостью работаем с представителями разных социальных слоев — от среднего класса и до высших слоев общества, поскольку каждый раз мы получаем творческое удовольствие, в первую очередь, не от заработанных денег, а от своей работы и ее результатов. Заработок для нас всегда на 2-3 месте. Удовольствие от самого творчества превыше всех материальных благ — этот драйв знаком каждому творческому человеку.

— Юрий, расскажите как у Вас происходит работа над проектом? И благодаря чему, по-Вашему, можно получить качественный дизайн?

Работа над проектом начинается со знакомства с заказчиком, беседы с ним и определения его стилевых и вкусовых предпочтений. После заключения договора и получения предоплаты мы начинаем работу над планировкой. Обычно, это от 3-4 и до 10-20 (бывает и более) вариантов планировочных решений, которые мы делаем, в первую очередь, для себя, и только лучшие из них (обычно 2-3) мы отправляем для обсуждения заказчику. Когда проект готов, то первое, что выбирается конкретно и осмечивается под оплату – это кухня и вся сантехника, поскольку именно они нужны в первую очередь для получения тех задания, без которых строители не могут провести трассы по водопроводу, канализации, электрике, воздуховодам и т.д.

Качественный дизайн получается тогда, когда заказчик полностью доверяется нашим знаниям и опыту. Взаимодоверие – это самая важная вещь во взаимоотношениях двух сторон одного большого дела, и очень важно также, чтобы на протяжении всего пути мы были единомышленниками и единой командой.

— Вы привлекаете для работы над проектом помощников?

Мы любим делать всю работу сами, поскольку в хорошем продукте важна каждая деталь и каждый узел, а также все составляющие, сотни и тысячи нитей, должны быть в одной голове — в таком случае будет достойный результат, иначе получится “лебедь, рак и щука”. Но все же помощники у нас, и без них мы не можем обойтись, но тем не менее, основная работа и вся ответственность лежит на наших плечах.

— Юрий, по-Вашему, возможно ли предусмотреть в проекте 100 % состыковку всех мелочей или же эти нюансы априори приходится дорабатывать по ходу авторского надзора?

Разумеется, коррекция проекта происходит на протяжении всех 100% времени, которое на него уходит. Но дело не в этом, а в конечном результате, что получится в итоге. А в итоге должен получиться Продукт.

— Тогда, что является Продуктом Вашей работы?

Продуктом нашего сотрудничества каждый раз, на мой взгляд, является именно он – Продукт, поскольку сегодня на любом сегменте рынка, в итоге, выживает только высококачественная вещь. Продукт, как финал произведенного труда, он либо рождается, либо нет. Если он родился, то его видно, если нет, то его не существует. Все очень просто и естественно. Этот закон един для всех сфер деятельности человека – от экономики до искусства.

— Юрий, поделитесь с нами, какие качества помогают Вам в работе?

Я полагаю, что нашими основными качествами являются коммуникабельность, пространственное мышление, знание истории Искусств (что помогает хорошо разбираться в стилистике), навыки экспресс-рисунка от руки для пояснения того или иного узла заказчику, а также профессиональное знание колористики. Также еще одним важным умением, на наш взгляд, является довольно точный подбор всех “игроков” интерьера, которые в итоге составляют единое целое.

— Юрий, а что для Вас успешный проект? Когда Вы испытываете гордость за свою работу?

Гордость за свою работу мы испытываем, когда рождается тот самый Продукт, который называется «Высоким интерьером“. Когда Вы чувствуете, что работа удалась, и просматривая в сотый раз по цепочке все узлы, Вы приходите к мнению, что все сделано правильно, свежо и интересно, и оттуда не хочется ничего выкинуть или добавить, заменить или видоизменить. В юности мне запомнилось мнение одного музыкального критика о творчестве популярной в то время группы ABBA: “Если песню ABBA разобрать на сотни составных частей и собрать ее обратно, то по-другому собрать ее уже не удастся – она соберется точно так, как она написана”. Мне кажется, что это высшая оценка творчеству.

— По-Вашему, какие детали проекта делают его уникальным в большей степени?

Уникальным является Ваш “сценарий”, который Вы пишете для интерьера, его аранжировка и исполнение. Работа художника интерьера очень похожа на работу всей съемочной группы кинокартины (сценариста, режиссера, оператора, художника по костюмам, гримера, светотехника, монтажера и т.д.), только здесь Вы один пишете сценарий, ставите свет, «ведете» камеру, одеваете своих героев, и в итоге монтируете всю ленту из тысячи кусков в единое целое. В интерьере, как и в кино, важно все: от планировочного сценария и до формы дверных петель. Все должно работать на Вашу Гранд-идею, все должно быть чисто, ясно и понятно. В итоге, самое ценное в каждой работе – это индивидуальность.

— Расскажите о типичных сложностях в реализации проекта?

Прежде всего, на сегодняшний день – это финансовые трудности – время сложное, кризис.

Чересчур активное вмешательство заказчика также тормозит ход работы, но мы всегда готовы выслушать до конца пожелания заказчика, и чаще всего нам удается его убедить в правоте наших решений.

— Я понимаю, что Вы полностью погружены в свою работу, которая Вам нравится и доставляет истинное удовольствие. А есть ли у Вас другие увлечения помимо дизайна? Расскажите, пожалуйста, как Вы с Ольгой проводите свое свободное время?

Свободного времени у нас мало, но при возможности мы любим работать в своем саду, и обязательно, один-два раза в год мы стараемся выехать на горные лыжи.

— Юрий, какой стиль, по-Вашему, наиболее востребован сегодня? Что нравится вашим клиентам в большей степени?

Стиль не имеет значения! Сделайте профессионально свою работу в любом из существующих стилей, и все вокруг будут довольны – от заказчика до масс-медиа. Но все же, нам ближе некая «плавь» стилей, которую можно назвать “осовремененным классицизмом”, или, если хотите – “новыми традициями”.

В первую очередь клиентам нравится профессиональное исполнение той работы, которую они Вам доверили и заплатили деньги.

— Юрий, как Вы думаете, что будет в тренде в ближайшие 10 лет? По-Вашему, классика выживет?

Нам кажется, что “выживут” все. Роль классики может только возрасти, но будет расти также и требования к качеству ее исполнения. Современный дизайн будет развиваться по всем направлениям. Будут рождаться новые стили, предметы интерьера будут тяготеть к индивидуализации, будет отсеиваться “слабое звено”. Разумеется, будут как вещи однодневки, так и вещи “на века”. Идеи и концепции будут бурлить столько, сколько живо человечество. Передовые идеи и концепции прорубят себе дорогу на данном сегменте рынка, остальная часть, как всегда, канет в лету.

— Что будет, по-Вашему, с профессией дизайнера в будущем? Будет ли она востребована?

Тут труднее. Если говорить о нашей стране, то у нас сформировалась уникальная ситуация благодаря продаже жилья “в бетоне”. Это и хорошо, и плохо – и это спасение для сохранения нашей профессии. В будущем будут вымываться любители и слабые звенья, останутся на рынке только личности, имена и настоящие профессионалы. Но случится это лишь в том случае, если будет также расти и уровень культуры заказчика. К сожалению, пока он крайне низок, поэтому мы видим миллионы предложений по продаже неинтересной недвижимости, построенной как в конце прошлого века, так и в начале этого. Возвращаясь к теме жилья “в бетоне”, спасение видится в том, что заказчик понимает, что разумнее потратить свои накопления на оформление дома с помощью специалиста, чем руководствоваться собственными силами.

— Как мы видим, в работе дизайнера много подводных камней, и не все так радужно, как хотелось бы. А какие вопросы архитектуры и дизайна Вас волнуют больше всего в последнее время?

В последнее время меня занимает тема подъема общей культуры в стране – и в интерьере, и архитектуре в частности. Ведь с подъемом общей культуры поднимается и культура каждого человека (в том числе и каждого заказчика, независимо от его социального статуса). Постепенный подъем культуры во всех слоях общества приведет к тому, что вещь, мысль, деяние – уродливое и некрасивое по своей сути, не сможет родиться в принципе, и таким образом, станет невостребованной. Тысячу раз был прав Достоевский: мир спасет Красота!

— Юрий, я Вас благодарю за столь откровенный разговор и за предоставленные фотографии Ваших работ. Команда “дневника дизайнера” желает Вам неиссякаемого вдохновения и творческого драйва!

Информация: