Гештальтпсихология В Дизайне
Гештальтпсихология В Дизайне

Гештальтпсихология для дизайна несет пользу, которую переоценить сложно. В этой публикации затронуты практически все вопросы для тех, кто хочет научиться дизайну. Публикация будет интересна, если ты интересуешься принципами и законами дизайна интерьера, ландшафта, мебели или чего-то другого. И, при этом, хочешь быстро освоить тему. Я частенько наблюдаю выпускников-дизайнеров ВУЗов, которые в принципе вообще не понимают эту крайне важную тему. Раньше было смешно, честное слово. Сейчас просто досадно.

Существуют вещи, которые нам не известны. Но это не означает, что их нет. Это касается, в частности, принципов и свойств гештальтпсихологии, которые влияют на наше восприятие прекрасного. Именно в этой публикации мы с тобой посмотрим на принципы человеческого восприятия и их влияние на дизайн.

Итак, начнем с принципов.

Принцип схожести

Это – принцип схожести. Рисунок состоит из отдельных кружочков, расстояние между которыми и по высоте и по ширине – одинаковое. Однако он воспринимается как строки, а не как колонки.

Принцип замкнутости

А это – принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.

Принцип близости

Да, это принцип близости. Элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как единое целое А вот правая часть рисунка воспринимается как три столбика. Причина – они отдалены (не близки).

Немного отвлекусь на важное.

О гештальтпсихологии

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов.

По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальта

Далее я перечислю полный перечень принципов, включая те, на которые мы уже посмотрели. Итак, целостность нашего восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • Схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • Замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
  • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве; смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом; предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Примеры визуализации (картинок) этих принципов ты можешь найти самостоятельно.

Гештальт качества

Контур

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершенными структурами, с четко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта.

Важность

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными. И наоборот, фигура всегда важнее основы (фона). Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Важность членов гештальта может быть градирована по рангам (степени важности). Так, например, в круге:

  • 1-му рангу соответствует центр,
  • 2-й ранг имеет точка на окружности,
  • 3-й – любая точка внутри круга.

Центр тяжести

Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который может выступать как:

  • Центр массы (например, середина в диске),
  • Точка скрепления,
  • Исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны),
  • Как направляющая точка (например, острие стрелы).

Транспозитивность

Качество транспозитивности проявляется в том, что образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии. И образ целого может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунки котов).

Прегнантность

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму».

Прегнантные гештальты имеют следующие свойства:

  • Замкнутость,
  • Отчетливо выраженные границы,
  • Симметричность,
  • Внутренняя структура, приобретающая форму фигуры.

При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Константы восприятия

Константность размера

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Восприятие простых вещей может показаться естественным или врожденным. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвез пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы.

Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон – отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.

Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Новое свойство формы

Все перечисленные мной в этой публикации свойства восприятия: принципы, качества, константы, фигура и фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы.

Вклад в жизнь людей

Последователи гештальтпсихологии считали и считают, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей. Другими словами, свойства целого не равны сумме свойств его частей, а вместе имеют качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт терапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

От себя добавлю, что гештальтпсихология оказала и продолжает оказывать глубокое влияние на деятельность специалистов в области дизайна самых разных вещей для людей, включая мебель и другие бытовые принадлежности, которые радуют нас не только своей функциональностью, но и качественной и красивой формой.

Вадим Портнов

Об авторе: Основатель John Green, Marko Studio. В мебельной отрасли с 2003 года. Трудился на различных позициях мебельного производства, дизайнером клиентских проектов, разработчиком мебели. Искал и продолжает искать красоту.

Спасибо за чтение. Было интересно?

Поддержать автора и оставить отзыв:  Яндекс  Google

Подписаться на бесплатный контент (люди до сих пор так делают!?)

Чтобы получать в свой почтовый ящик уведомления о всем самом новом и гарантированно полезном. Бесплатно.

Всегда можешь отписаться в 1 клик.
Подписаться на комментарии читателей на этой странице
Уведомление о
Guest
0 Коммент.
Встроенные в текст комментарии
Смотреть все комментарии